Вслед за Гроссетестом и Р. Бэконом почву для материалистического подхода к психике подготавливали оксфордские профессора следующих поколений — номиналисты Дуне Скот (1265—1308) и Уильям Оккам (ок. 1300—ок. 1349). Оккам принимал за исходное не акты и порождения души, а знаки. Уже ощущения он рассматривал как своего рода знаки. Распространение категории знака (почерпнутой в свойствах языка как знаковой системы) на непосредственное сенсорное познание таило опасность субъективизма. Ведь знаку присущ момент условности, тогда как чувственный образ передает содержание, которое не зависит от исторически складывающихся форм и средств связи между людьми. Однако в условиях средневековой Европы обращение к категории знака позволило произвести крутой поворот от интроспекции к экстроспекции, от наблюдений души за собой к наблюдению за речевыми операциями, за поведением знаковой системы как основы умственной жизни, т. е. перейти от субъективного «внутреннего опыта» к объективному анализу знаковых отношений. Что же касается присущего этим отношениям момента условности, релятивности, то в рассматриваемых исторических обстоятельствах он расшлтывал веру не в возможность познать внешний мир, а в незыблемость, аподиктичность тех представлений об этом мире (включая человека и его душу), которые стремилась увековечить церковная машина (Оккам был обвинен в ереси, осужден папской курией, заточен в Авиньон, но через несколько лет спасся бегством). В дальнейшем с освобождением от феодального порабощения крепнет самосознание индивида как независимого субъекта познания. Без такой личностной установки мысль не смогла бы прорваться сквозь идеологические барьеры средневековья к познанию природы вещей. Критическое отношение к традиции (предполагающее убеждение в относительности знания) становится через два-три века параметром умственной деятельности отдельного индивида, берущего на себя личную, не освященную ничьим авторитетом ответственность за оценку чужих идей и за отстаиваемую истину. В социально-идеологических условиях XIV в., когда творил Оккам, такая установка еще не могла сложиться и направлять индивидуальное поведение — ни внешнее, ни внутреннее. Этим, по нашему мнению, и объясняется, что идея относительности знаний (Научным толкованием этого принципа является диалектико-материалистическое, которое исходя из неисчерпаемости реального мира и из теории отражения трактует процесс движения познания как все более адекватное отражение сущности явлений. Преувеличение момента относительности в наших знаниях ведет к субъективизму и агностицизму, игнорирование этого момента — к догматизму), без которой невозможен свободный исследовательский поиск, выступила первоначально в форме учения о знаковом характере познания. Ведь знаковая система является надындивидуальной, безличной и вместе с тем допускающей известную свободу по отношению к обозначаемому содержанию, поскольку, как это видно на примере многообразия языков, сходные предметы могут обозначаться различными словами. Весь народ при создании и употреблении языка выступает в качестве «великого философа, великого мыслителя» (Потебня). Система знаков в трактовке Оккама являлась своеобразным безличным «субъектом», со свойствами которого соединялась функция, выражающая идею относительности знания. В рассматриваемую эпоху отдельная личность еще не отваживалась взять на себя эту функцию. Знаковость расковывала движение мысли. Томизм и другие ортодоксальные доктрины соответственно общему складу средневекового мировоззрения видели и в чувственных восприятиях, и в понятиях своего рода вещи застывшие, неподвижные, раз навсегда данные, как и весь сотворенный мир. В этом плане не было различий между средневековым реализмом в обоих его вариантах — трансцендентном (универсалии существуют до вещей) и имманентном (универсалии заложены б самих вещах)—и средневековым концептуализмом, размещавшим неизменный набор универсалий внутри ума, а не вне его. Во всех случаях содержание мысли оставалось известной константой. Номинализм встал на путь расшатывания этой константы. Имена, обозначавшие общие понятия, он рассматривал как знаки, значение которых складывалось благодаря их приложению ко многим сходным объектам. Исходная точка всего процесса— восприятия (чувственные знаки), которые посредством речи преобразуются в общие понятия. Последние, таким образом, утрачивали свой априорный характер и выступали в качестве продуктов речевых операций (а не интенциональных актов души). «Оккам ввел проблему универсалий в эмпирически ориентированную психологию научения и мышления» Сопоставив оккамизм с томизмом, мы видим, что решающее различие между ними положило не признание или отрицание общих понятий, а расхождение во взглядах на детерминацию умственных содержаний и действий. У Фомы — интенции души, у Оккама — речевые операции. У Фомы — интенциональные образы, не зримые ни для кого, кроме порождающего их субъекта, у Оккама — независимые от индивидуального сознания знаки, оперируя котор??ми субъект строит общие понятия. У Фомы основа всего — «телеология» души и ее внутренний опыт. У Оккама — зачатки объективного, эмпирического и детерминистского подхода к психической деятельности. Преодолению телеологизма способствовала и знаменитая оккамовская «бритва» — положение о том, что следует отсекать сущности или предполагаемые силы там, где можно обойтись меньшим их числом. А сущностей таких (форм, скрытых качеств и т. д.) схоластика наплодила множество. «Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего»,— утверждал Оккам. Этот оккамовский принцип «экономии мышления» подрывал томистскую концепцию интенциональных «образов. Ощущение, по Оккаму, это знак, произведенный внешним предметом. Но тогда томистская трактовка ощущений, за основу которых принимались душа и ее интенции, подлежала «отсечению» как «умножавшая сущности без надобности». Душа вообще оказывалась принципом избыточным (и, стало быть, бесполезным) для рационального объяснения психических явлений. Но какая же сущность в таком случае служит их носителем? Предшественник Оккама английский номиналист Дуне Скот склонялся к мнению, что этой сущностью является материя. Так в XIII в. был нанесен первый исторический удар по учению о субстанциональности психики. В предшествующих материалистических концепциях психика понималась как разновидность вещества или материи, как физическое тело. Дуне Скот впервые поставил вопрос: не является ли мышление свойством материи (а не души)? С тех пор этот вопрос стал центральным для всего материалистического направления.
}
Комментариев нет:
Отправить комментарий