Линия интроепекционизма, начатая Плотиной и Августином, достигла у Фомы Аквинского своей кульминации. Однако ею вовсе не исчерпывались психологические учения европейского средневековья. Брожение умов, начавшееся в связи с нарастанием освободительного движения угнетенного крестьянства и усилением прогрессивных социальных элементов в городах, породило и новые идеи. Несмотря на господство религии, возникала установка на опытное изучение природных процессов. Это направление развивалось под влиянием арабоязычной философии и науки. В Англии новые идеи защищали профессор Оксфордского университета Гроссетест (1175—1263) и его ученик Роджер Бэкон (ок. 1214—1292), который, бесстрашно выступив против схоластической рутины, настаивал на том, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Его психологические представления опирались на Аристотеля. В отличие от схоластических ортодоксов Бэкон, стремясь восстановить истинный смысл аристотелизма, трактовал душу как единство формы и материи, а не как чистую форму. Особое внимание, однако, заслуживает наметившееся у Бэкона принципиально новое направление психологического анализа, которое восходило уже не к Аристотелю, а к Ибн аль-Хайсаму. В составе главного бэконовского труда находился трактат о «перспективе», которым он особенно гордился. Термин «перспектива» имел широкий смысл. За ним стояла не только оптика как один из разделов физики, но и универсальное учение, охватывающее геометрическую, астрономическую и вообще всю естествоведческую проблематику, поскольку природа в целом мыслилась в оптико-геометрических категориях. «Перспективу» Бэкон ставил впереди всех наук по гносеологическим соображениям, поскольку «зрительные ощущения сообщают о различиях вещей, а на этом основано наше знание о вещах природы». Бэкон продолжил намеченный Ибн аль-Хайсамом путь объяснения душевных явлений, исходя из физико-математических, а не биологических понятий. Поворотным к детерминизму пунктом было предположение, что движение светового луча, подчиненное математически точным законам, является первичным по отношению к производимому им в органе чувств сенсорному психическому эффекту. Это было твердое экспериментально проверяемое знание, далеко оставившее позади по степени научной достоверности древнюю теорию зйдосов («образов»). Но эта теория продолжала держаться (как в ее демокритовском варианте, так и в изощренной форме «интенциональных образов» томистской психологии). Новый мощный удар по ней нанес номинализм, представлявший своеобразное выражение материалистических тенденций в средневековой схоластике. Обычно позиция сторонников этого направления объясняется в связи с популярными в схоластике диспутами о природе общих— родовых и видовых — понятий (универсалий). Номинализм отвергал восходящее к Платону учение реализма, согласно которому универсалии суть реалии, существующие независимо от индивидуальных явлений и до них. Наряду с множеством конкретных шарообразных, конусообразных и тому подобных вещей, доказывали реалисты, имеются общие понятия шара или конуса как архетипы, обладающие тем же онтологическим статусом, что и сами конкретные вещи. Номиналисты отказывали общим понятиям в независимом от индивидуальных явлений бытии. Эти понятия, учили они, относятся к области названий, имен (лат. nomina - отсюда и термин «номинализм»), а не реалий. В условиях средневековья номинализм явился «первым выражением материализма». Номиналистское движение исходило из Англии, феодальный облик которой начал меняться под влиянием роста товарно-денежных отношений, развития ремесел, подъема городов.
}
Комментариев нет:
Отправить комментарий