Ранее были описаны некоторые важные для будущего психологии положения, сложившиеся в недрах схоластики в пору ее наивысшего расцвета. Но результаты умственной деятельности, как уже неоднократно отмечалось, теснейшим образом связаны с ее процессами и операциями. Схоластика не могла бы принести никаких позитивных результатов, если бы исчерпывалась теми особенностями, с которыми неизменно связывается представление о ней,— опорой на авторитеты, возведением изощренных, но лишенных реального смысла логических конструкций и т. п. Эти особенности схоластики («школьной мудрости») действительно опустошали интеллектуальную работу, подменяли позитивное изучение предмета вербальными ухищрениями. Вместе с тем схоластические диспуты способствовали становлению культуры логического мышления, выработке умений анализа понятий и способов их выражения, поиску слабых сторон в аргументации противника. Совершенствование логического и вербального аппарата осуществлялось путем обсуждения проблем, которые в огромном большинстве случаев являлись псевдопроблемами. Но без такого совершенствования европейская философско-научная мысль, не имевшая многовековой школы, подобной пройденной древними греками до Аристотеля, не смогла бы решать и реальные проблемы. Известный историк схоластики Маккейн характеризует деятельность философа-схоласта вопреки традиционным стереотипам следующим образом: «Обычная критика схоластики как решения проблем со ссылкой на одни только авторитеты не имеет оснований. Хорошим схоластом считался тот, кто мог найти свидетельство авторитета в пользу каждой из сторон обсуждаемого вопроса и кто был убежден, что истина лучше всего может быть открыта путем исследования взаимодействия таких, возможно противоречащих друг другу, утверждений... Призыв к авторитету являлся буквально призывом к выяснению того, что авторы прошлого говорили об обсуждаемом предмете. Быть свободным от авторитета означало быть несведущим относительно истории вопроса. Постоянный призыв к авторитетам в средневековых трудах не сковывал воображение и не порабощал разум. Скорее, он позволял автору взобраться на плечи древних, с тем чтобы видеть дальше, чем он мог увидеть собственными невооруженными глазами и при собственном росте». Отрицательные оценочные суждения, имплицитно заложенные в термине «схоластика» при его современном употреблении, обусловлены тем, что схоластика стала барьером на пути свободного, опытного исследования природы. Но к этому термину нужно подходить исторически, если мы хотим выявить роль обозначаемых им реально существовавших явлений в умственном развитии человечества. Пример схоластики говорит о существенном различии между формально-логическими и предметно-логическими схемами научной деятельности. Каким бы изощренным и утонченным ни был логический аппарат, он сам по себе бессилен продвинуть позитивное знание о реальности (в юм числе психической). Это становится возможным лишь тогда, когда сила логического аппарата реализуется в предметно-категориальном содержании познания. Чем же обогатилось это содержание в эпоху средневековья?
}
Комментариев нет:
Отправить комментарий